Частенько возникает проблема с переключением передач, а именно когда вместо первой включается задняя (сам несколько раз включал заднюю на перекрестке вместо первой, аж потом прошибает), а первую приходиться "ловить", так сказать, и рычаг переключения передач болтается как в ЛаЗе (ну, это уникальная техника, если кто не знает, то водитель включающий передачи в ЛаЗе - волшебник, только он знает, где находится определенная скорость). Так вот, со временем втулочки и резиночки в нашей кулисе разбиваются и мы становимся такими же волшебниками, и чтоб этакое "волшебство" нас однажды не подвело, то рекомендую полную(!) переборку кулисы.
Что нам для этого нужно?
1. 1131500700 JP GROUP Втулка рычага переключения передач (примерно 145 р.)
04753 METALCAUCHO Ремкомплект рычага переключения кпп (485 р.)
08338 FEBI Ремонтный комплект кулисы переключения передач (392 р.)
FEBI 01166 - Тяга кулисы переключения передач (25 р.)
FEBI 01165 - Тяга механизма переключения передач (74 р.)
JP GROUP 1131601000 - Обводной вал (240 р.)
или
2. терпение
3. автомобиль для опытов. Я снова взял двигатель EZ, четырехступка 020
4. схема
Основная причина, связанная с поиском первой передачи связана с тем, что разбивается гнездо шара ручки КПП. Забегая немного вперед представляю для сравнения старое гнездо
и новое
а так же вместе
На фотографиях не очень хорошо передается, но кроме того, что ушами шара прогрызло дырки в направляющих пазах, так еще и под всем шаром стерлось посадочное гнездо. Это еще не сильно разбитая кулиса, однажды пришлось менять гнездо, которое протерлось снизу насквозь.
Причем еще на не перебранной кулисе видно положение шара, что он не достает до опорной пластины в спокойном положении
при этом крючок, который должен предохранять от случайного включения задней передачи опустился так, что свободно проходит под ограничитель заднего хода
Если вы считаете, что замена ограничителя спасет ситуацию, то вы глубоко заблуждаетесь, только заработаете лишнюю головную боль по ее замене, так как она приклепана. Представляете, как ее высверливать, не снимая? Попытайтесь. Ну, можно и отломать, конечно...У меня где-то валяется новая.
Итак приступим к работе, которая обеспечит вам в дальнейшем лёгкое и четкое включение скоростей, без боязни нечаянно включить заднюю вместо первой. Должен предупредить, что работы достаточно и придется разбирать и откручивать очень неудобные детали и узлы, но, поверьте, что все это такие мелочи, по сравнению с радостью, которую вы испытаете при дальнейшей эксплуатации своего любимца. Да, поправочка, в некоторых случая последовательность работ не имеет значения. Поехали!
Первое, что сделал я, так как начал фотосессию отсюда, снял ручку и кожух с рычага
дальше находим саморез в потайчике и откручиваем. мне пришлось его вычищать и заливать Вэдэхой...еле открутил (заржавел), видимо никто и никогда его не откручивал
обратите внимание, что у меня нет консоли под панелью, поэтому при ее наличии придется откручивать полочки под панелью, и только после этого сдвигаем консоль назад, что снять ее со своеобразных солдатиков, приделанных к кузову
Все, здесь мы все освободили, теперь можно перемещаться под машину и в подкапотное пространство.
Подкапотка. Разъединяем все тяги с нашей конструкции. С металлической поз.19 (бывает с грузиком) снимаем стопора 32
снимаем пластмассовую 36
предварительно разъединив замки
снимаем длинную металлическую с пластмассовыми наконечниками под шарики штанга селектора 33. У меня вот такая красивая была
в общем всю лишнюю безобразию, чтоб ничего не мешало, тем более, что это все уже не пригодится
Теперь смотрите на следующей фото к штоку с шаром (обводной вал 12) прикручена планка (промежуточный рычаг 23а) с металлической тягой(тяга еще будет нужна, если у вас нет ее в ремкоплекте), прикрученная гаечкой под ключ на 13 - откручиваем
дальше в яме(на подъемнике), снизу штока обводного вал стоит стопор 14 - снимаем
и обводной вал.
Обратите внимание на конструкцию моего обводного вал (старого образца), она отличается от тех что приходят в ремкомплектах или отдельно (нового образца), но прекрасно становится без переделок.
Снимаем расширительный бачок, для удобства доступа к болту, который держит кронштейн коробки консоль 42 на подушке, и откручиваем этот болт
ключиком на 13 откручиваем три длинных болта, которые держат алюминиевый кронштейн на коробке
поддомкрачиваем
и извлекаем консоль
после этого домкрат можно убрать.
На этой консоли стоит некая деталь промжуточный рычаг 46, которая у меня старого образца (больше не поставляется), и снять ее, не снимая консоли не представляется возможным, так как она упирается в привод.
Сделал я это для наглядности, но...имея конструкцию нового образца, которая зафиксирована в теме ремкоплектов, этот промежуточный рычаг можно и не снимать, и немного извернувшись заменить втулочки прямо на месте. Потому, что у нового образца ставится болт сверху и вся хитропластина-кронштейн легко снимается
следующим этапом демонтажа является опорный кронштейн, в который вставляется обводной вал. Он крепится на трех болтах к рулевой колонке - откручиваем. один хорошо виден после удаления обводного вала, два с ямы.
Теперь, откинув лень и страхи снимаем резонатор (катализатор) и часть выхлопной до задней балки балки (не забудьте поставить потом)
в общем, так чтоб можно было снять алюминиевый термокожух
который в свою очередь открывает на свободный доступ к коробке рычага переключения передач корпусу механизма 3
открутив коробку, вытаскиваем всю палку (шток вилки переключения передач 11 с рычагом и коробкой. Там нужно немножко хитро выкрутить ее, чтоб не снимать направляющую шара (рычаг переключения 17)
Теперь всю эту механизьму отправляем в помойку, в смыле мыть!
Дальше нам нужно отделить шток от коробки. для этого окручиваем рычаг 17 (если вы ее еще не сняли)
и окрутить пластину 24, которая удерживает рычаг КПП с шаром 27
Потом вот так извращенно выгибаем и вытаскиваем шток из корпуса
Вот какая куча всякой всячины у нас получается
Теперь сборка. Начинаем с опорного кронштейна, который был прикручен к рулевой рейке. Так как отдельно я не нашел оранжевую втулку (может плохо искал), а в ремкомплекте такой не было, то я купил (была в наличии) полностью втулку для коробки (кольцо подшипника 20)
выковыриваем из нее серединку
И внедряем в кронштейн
На фотографиях видно, что у меня стоит новая втулка, но не спешите этого делать, потому что так извращенно вставить палку уже не получиться.
Итак, в кронштейн втулочку вставили, теперь нужно поменять гнездо 26 и шар 27рычага КПП. Выбиваем старое гнездо из коробки и снимаем с него резиновый пыльник 21 (нет в комплекте)
одеваем его на новое и вставляем в коробку
Берем рычаг КПП, нужно поменять шар.
переворачивам, упираемся в землю (лучше, конечно, что-то подставить, деревяшку, например) и нажимаем на шар
видим шплинт, забит туго, но не очень иногда просто вытаскивается пассатижами при помощи тянутельно-вращательных движений, иногда нужно аккуратно подвинуть с места молоточком.
Сразу одеваем новый шар и вставляем шплинт
готово!
Теперь берем шток 11, одеваем на нее втулку 20
вставляем в шток рычаг КПП
теперь, внимательно, ставим две распорные втулочки 31 (обязательно ставить),
и пока не прикрутим, коробочку не переворачиваем.
осталось поставить втулку 20 на место. Для этого я смазал ее немного смазкой и без помощи каких-либо приспособлений затолкнул ее на место. Можно не опасаться, что она выпадет.
А теперь обратите внимание как стоит крючок относительно ограничителя задней скорости
А помните, как было раньше? Вот поэтому я и говорил, что замена ограничителя не поможет. А теперь всё просто чунга-чанга!
Опять же, рычаг переключения 17 на конце штока 11 я прикрутил сразу, предварительно одев на нее опорный кронштейн, в котором нужно поменять еще две направляющие втулки (вкладыш подшипника 5) обводного вал
Обращаю ваше внимание и на то, что нижний вкладыш лучше ставить уже на мест, после установки обводного вал
теперь засовываем конструкцию на свое место (не знаю насколько удачно можно понять по фотка, как это засовывать)
и, собственно прикручиваем кронштейн к рейке
Вернемся к коробке. На ней присутствовало поролоновое уплотнение, которое от времени разрушилось. Решение пришло неожиданно, само собой: покупал краску для стен и увидел уплотнитель,
который приклеивают к пластиковым окнам при монтаже, он такой же поролоновый, а после того как приклеиваешь (самоклейка) он начинает постепенно расширяться. Его и приклеил
наживил коробку на место и дал уплотнителю немного расшириться
а потом уж затянул, минут через 10. Возвращаем термокожух и выхлопную на места.
Теперь вставляем обводной вал в опорный кронштейн, сначала в верхнюю втулку
потом одеваем нижнюю втулку и вставляем в нее
и закрепляем фиксатором
вверху ставиться промежуточный рычаг, в нем меняем втулку 18 и ставим на место.
такая же втулка стоит на рычаге переключения передач 1, прикрученном к коробке. Можно заменить на месте.
В консоли тоже меняем втулки 35 и собираем конструкцию, помните, что для старой конструкции мешает привод
даже если вы собрали консоль спромежуточным рычагом старого образца не верно, то это не страшно, ведь уже на месте верхнюю планочку можно развернуть. На следующем фото я не правильно собрал, не заморачивался, верхний шарик должен смотреть назад (по ходу авто)
И устанавливаем консоль на место, предварительно поддомкратив коробку.
А так должны смотреть установленные тяги
Ну, а нового образца, как бы, по другому и не поставить.
Осталось совсем немного, поставить тяги на места, но перед этим на каждом шарике меняем черные магкие резиновые пыльники 40. Если их не будет, то в шарики будет набиваться песок и будет действовать как абразив.
Ставим тяги и защелкиваем замочки
В комплекте две пластмассовые тяги длинная для четырех-ступки 36 , короткая для пяти (36)
то же самое - ставим и защелкиваем
теперь устанавливаем последнюю, металлическую тягу и фиксируем стопорами
С одной стороны пока так. Заказал - жду.
Всё, ребятки! Больше времени потратил на фотографирование и написание.
Осталось отрегулировать. Так как я делал засечки, то почти попал.
Но и тут сложносте быть не должно.
Вернемся к коробке в салоне. У меня четырех-ступка, о чем говорит цифра "4", выбитая на той самой коробке и выдавлены две точки впереди и две сзади.
Для пятиступки коробка другая, ее портал немного шире. Но так же как и под четырех на ней выдавлены четыре точки.
Перед началом регулировки нужно установить рычаг преключения 1 на коробке так чтоб он стоял вертикально - это нейтраль
При этом рычаг в салоне должен стоять именно в таком положении. В этом положении в спокойном состоянии рычаг находится напротив третьей и четвертой скорости.
Для пятиступки положение рычага немного отличается, справа должно оставаться пространтсво
(для пятой), но если внимательно присмотреться то крючок в спокойном положении находится напротив левых точек как на четырех так и на пяти
Если у вас не получилось такое положение, то нужно ослабить хомут37 на рычаге 17
попросить помощника подержать рычаг, чтоб он оставался в таком положении и затянуть хомут 37.
а в такое положение мы перемещаем рычаг с небольшим усилием и оно соответствует первой и второй передаче
чтоб включить заднюю рычаг нужно нажать вниз, чтоб завести крючок за ограничительную планку
При регулировке можно прибегнуть к помощи шаблона, описанной в теме
Вот теперь полная Чунга-Чанга!... по крайней мере у меня. Возвращаем кожуру и ручку на рычаг... и радуемся. Все не так сложно, как вы думаете, только нужно немного терпения.
Если у кого-то есть дополнения, хитротонкости, а так же желание поделиться особенностями переборки кулисы для 1.3, пишите.
Всем легких переключений без проблем!!!!