Но для начала немного о разнице четырехступенчатой и пятиступенчатой коробках (далее четверка и пятерка, соответственно)
По хорошему они отличаются наличием пары пятой передачи, но для этого изменен корпус коробки, соответсвенно способ разборки-сборки немного отличается. У идентичных коробкой, то есть с одинаковым передаточным числом шестерни тоже одинаковые, отличие только в валах.
Как четверка, так и пятерка могут иметь разное передаточное число главной пары . Все это можно определить по буквам на коробке, если до Вас ее никто не "перебрал"
Так как мы рассматриваем пятиступенчатую коробку, то все дальнейшие примеры буду приводить на ней.
Итак, коробки, в зависимости от ее модели имеют разные передаточные числа, поэтому для правильной ее работы, если вы собираете одну коробку из двух, или как я, из трех, нужно соблюдать, так сказать парность шестерен, иначе можно собрать "волка, воющего на луну", со всеми вытекающими.
Приступим, пожалуй. Ранее я упоминал о том, что решил собрать коробку, но ошибся с буквами. Таким образом имею коробку CHB без пятой передачи, другая коробка 4S с пробитым корпусом но с пятой передачей, третья коробка сложена в отдельную коробку-контейнер от холодильника и буквы ее мне неизвестны, поэтому тщательно изучаем детали и считаем количество зубьев. После обследования первой коробки принято решение на вскрытие, так как у редуктора очень силное осевое смещение. После разбора выяснилось, что один из подшипников на планетарке просто мертв...заменил оба. Шлицы вторичного вала для пятой передачи оказались сильно ушатаны. Ранее у шестерни обрезало внутреннюю шлицевую часть, поэтому болтаясь она пошамкала вторичный вал. В CHB вторичный вал от 4S не подойдет, в связи с тем, что у них разное количество зубьев...подошел вал от разбросанной. Чтоб не нарушать отчетности все шестерни перекочевали на этот вал (первичные не трогал).
Вторичный вал имеет в районе главной пары два конических подшипника. Одна обойма закреплена в корпусе коробки, вторая находится в металлической пластине, которая прикручивается четырьмя болтами к корпусу, обеспечивая тем самым плотность вращения вторичного вала.
Раньше, чтоб разъединить валы, я откручивал эти болты долго и нудно, потому что ни один нормальный ключ не подлазит под шестерню первой передачи. А еще шестерня четвертой передачи не позволяет извлечь первичный вал, поэтому ее нужно снять в первую очередь, вытянуть первичный вал, а потом аккуратно снять шестерни со вторичного вала. Для удобства сборки разложите шестерни и другие детали так, чтоб не перепутать их положение на валах. Ну, разборку я не фотографировал, а вот сборку пощелкал.
Что мы имеем? Кучу металлических запчастей
, которые нужно сложить в алюминиевый корпус.
Напоминает детскую игру "Пирамидка", если не так собрать, то получится какая-то хрень! Здесь тоже самое.
Фотки конечно страшные....естественно, я все отмыл
Заменив подшипники на редукторе и все сальники, приступил к сборке
Дальше немного стопэ! Чтоб правильно собрать синхрон, нужно знать несколько мелочей. Синхрон можно собирать как отдельно, а потом поставить, так и на месте, но если ставить собранный, то при обсаживании втулки он может развалиться.
Ну, во-первых сухари синхрона ни в коем случае не должны выглядеть так (!)
Основание синхрона. Вот эта чать должна находиться внизу
А эта вверху
В ползуне синхрона имеются проточки в шлицах, самая глубокая должна обеспечивать фиксацию посредством сухарей
Поэтому они должны находиться напротив отсутствующих шлицов основания
обратите внимание на положения ползуна относительно подошвы
После установки сухарей ползун держится на шестерне и не выпадает
Кстати, зубы на ползуне первой-второй передачи является промежуточной шестерней задней передачи.
Ну, собственно, я собирал синхрон уже на месте, потому что...развалилось. И тут есть еще одна важная деталь - проточки в кольцах синхронизатора.
Для успешной сборки эти проточки должны быть как раз напротив отсутствующих шлицов.
Именно вот так
А не так, или как-то иначе, в противном случае вы не сможете успешно обсадить шестерню на сове место - раз, а во-вторых не получится поставить сухари
Поэтому обсаживаем шестерню синхонизатора на вал, а после собираем на нее ползун с сухарями и накрываем вторым кольцом синхронизатора
Потом аккуратно набиваем втулку, одеваем подшипник и шестерню второй передачи
Сверху накрываем шестерней третей передачи
И должно получиться вот так. Если в этот паз не входит стопор, то что-то сделано не так, поэтому перед установкой стопора на место следует убедиться, что он туда влезет
После примерки ставим стопор и примеряем первичный вал
Небольшая оговорка: для более легкой установки шестерни четвертой передачи лучше всего ставить ее вместе с первичным валом
Теперь самое главное не забыть вложить пружинку штока, который держит вилки переключения, в корпус
Если вы не знаете как собрать вилки, то при демонтаже положите эту конструкцию так, чтоб никто не смог ее зацепить, разобрать и т.п., иначе вас ждет увлекательная головоломка. Дело в том, что собрать по другому её можно, но поставить - не поставишь
Теперь задняя передача. Пластины, которые прикручиваются и держат вилку задней одинаковые.
Придержал пальцем, потому что вилка пятой еще не держится, но, собственно говоря, именно так должны стать вилки на оси в нейтральном положении.
Перед тем как накрыть это дело, рекомендую попробовать включать скорости, при этом валы должни крутиться легко. Если что-то от чего-то не закрутилось, значит что-то пошло не так.
Непосредственно перед накрытием кладем прокладку
Убеждаемся что пластина подшипника первичного вала стоит именно так
И аккуратно накрываем корпус
для начала я не стал закручивать все болты, а только три относительно оси подшипника, по немногу, чтоб не сбить пластину, а после того как наживил все четыре болта пластины, затянул три болта корпуса, убедился что резьба крепления оси задней передачи совпадает с отверстием в корпусе, покрутил валы, только тогда стал протягивать коробку.
Ну, а про пятую передачу и окончание сборки я расскажу в следующей серии